Мост через Которосль (Американский мост)

XVII век стал для города периодом  наивысшего расцвета и превращения в  развитый крупный торговый и ремесленный центр. В XVI—XVII веках Ярославль застраивался за пределами Земляного вала в междуречье Волги и Которосли. Потребность в строительстве моста через Которосль, связывающего Ярославль с дорогой на Москву, стояла остро В «Путеводителе по Ярославской губернии», изданном в 1859 году, написано, что: «Весенний разлив Волги и Которосли, затопляющий недель на шесть всё низовье по берегам этих рек на большом пространстве, всегда производил величайшие затруднения в переправе через этот залив, особенно во времена ледохода. Не говоря о временах отдаленных, даже в первой половине XVIII столетия переправа здесь производилась на лодках и паромах».

В начале 19 века во времена губернаторства Михаила Голицына был устроен мост через Которосль на барках. В 1821 году на средства купца Порфирия Оловянишникова был сооружён первый деревянный мост, протяжённостью 480 саженей. Но сооружение было узким, деревянные опоры моста часто рушились и его неоднократно приходилось перестраивать.

Уже в 1873 году на месте деревянного был построен крытый железный мост. Особенностью данной системы мостостроения было наличие одного пролёта, опиравшегося на береговые опоры. Так как такая система называлась американской, то и мост получил в народе название «Американский». Газета «Ярославские губернские ведомости», сообщая о столь важной городской новости, писала: «Постройка моста через Которосль, начатая соборным молебствием 15 августа 1851 года, совсем уже окончена. 26 февраля, в день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Великого Князя Александра Александровича, после литургии с благодарственным молебствием, совершенной в Спасо-Преображенском монастыре соборне преосвященнейшим архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением, предпринят был из монастыря крестный ход на реку и на середине нового моста в присутствии высших сановников города и при многочисленном стечении народа».

В 1900 году, в связи с введением трамвайного сообщения в Ярославле, по мосту был проложен однопутный путь (существовал вплоть до 1938–39 гг. когда были проложены 2 пути). А в 1960 году начались работы по расширению дамбы и подготовка к замене старого, простоявшего почти 100 лет «американского» моста, на новый, железобетонный. Он был торжественно открыт в 1962 году, значительно улучшив сообщение между центральной и закоторосльной частями Ярославля.